В.П.Любин (ИНИОН РАН)

МАДЗИНИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

(Доклад прочитан 14.04.05 на Международной научной конференции “Giuseppe Mazzini 200”, ИВИ РАН, 14-15.04.2005. В конференции участвовали историки и политологи из России и Италии. С докладами выступили с итальянской стороны: Дж. Монсаграти, Дж. Гуида, М.Клементи, представлявшие различные университеты гг.Рима и Козенца, с российской стороны: А.О.Чубарьян, В.П.Любин, З.П.Яхимович, С.Н.Мезенцев, В.Волчкова, представлявшие различные институты РАН и университеты г.Москвы. Состоялась дискуссия по затронутым в докладах темам.)

Первое, что узнает студент российского университета, целенаправленно изучающий историю Италии, – то, что объединение страны, Рисорджименто, имело своих героев и одним из этих героев был Джузеппе Мадзини. Если студент начинает интересоваться этим великим человеком Италии XIX века всерьез, то он может узнать у своего профессора, что в Италии издано многотомное собрание сочинений Мадзини (около ста томов /i/), из которого итальянцы могут почерпнуть многое, что связано с жизнью и деятельностью этого великого итальянца.

Когда студент спросит профессора, а что ему можно прочитать о Мадзини на русском языке, то у профессора, вероятно, хватит пальцев на одной, ну, может быть, и на двух руках, чтобы перечислить работы, написанные по-русски, из которых студент сможет составить себе представление о том, кем был итальянский национальный герой и почему приобрел такую славу. Если тот же любознательный студент заглянет в труды русских классиков позапрошлого века, прежде всего вышедшие из-под пера Герцена, Добролюбова, Чернышевского, он найдет в них восторженные отзывы о деятельности Мадзини.

В замечательной мемуарной книге А.И.Герцена “Былое и думы” содержится проницательная характеристика Мадзини, с которым великий русский революционер-демократ успевал в своей жизни и дружить, и ссориться. Особенно интересны строки, в которых повествуется о первых встречах Герцена с Мадзини в Женеве. Мадзини произвел на него впечатление человека “одной сильной страсти”, в его облике Герцен заметил нечто фанатическое, аскетическое. “Мадзини очень прост, очень любезен в обращении, - писал русский революционер, - но привычка властвовать видна, особенно в споре… Популярность его была тогда огромна” /ii/. И далее: “В 1849 г. Мадзини был властью, правительства недаром боялись его; звезда его тогда была в полном блеске – но это был блеск заката. …Одни из друзей Мадзини сблизились с Пиэмонтом, другие с Наполеоном. …Сам Гарибальди, скрепя сердце произнес строгий суд над Мадзини и увлекаемый его врагами, дал гласность письму, в котором косвенно обвинял его”. “Вот от этого Мадзини поседел, состарился; от этого черта желчной нетерпимости, даже озлобления прибавились в его лице, в его взгляде. Но такие люди не сдаются, не уступают, чем хуже дела их, тем выше знамя” /iii/. Не менее восторженные отзывы Герцена о деятельности Мадзини содержатся в его “Письмах из Франции и Италии” /iv/. Имена Мадзини и Гарибальди давались в одной связке не только Герценом. Так будет и во всех последующих работах российской, а позднее советской историографии. Пожалуй, именно из блестящих работ Герцена, русский читатель впервые мог составить представление о Мадзини - национальном герое Италии, трагичности и драматичности уготованной этому герою судьбы.

Что касается специальных работ, то даже в обширнейшей библиотеке моего института Академии наук, где, казалось бы, должно быть немалое количество книг и статей ученых, посвященных Мадзини, к разочарованию тех, кто займется такими поисками, их окажется, хотя и немало, но в основном они все же не на русском языке. В библиографии, которую мне выдал наш электронный каталог, содержится 26 названий. Из них только одна статья – автор К.Э.Кирова. Джузеппе Мадзини и концепция “жертвенного примера” // Проблемы итальянской истории. – М., 1987 – на русском. Остальные на итальянском (17 наименований работ), английском (3), польском (2), французском (1), словацком (1), болгарском (1). Эта библиография прилагается к тексту доклада

Если же просмотреть обычный каталог той же библиотеки ИНИОН РАН, то вы найдете еще меньше работ. Единственная находка, которая несомненно порадует исследователя - уникальное издание “Избранные мысли Иосифа Мадзини”. Оно вышло ровно сто лет назад, очевидно, к столетнему юбилею со дня рождения Мадзини, в разгар Первой русской революции, начавшейся в том же 1905 году. Но и эта тоненькая книжечка – издательства “Посредник” - с совершенно произвольно подобранными цитатами, в основном теми, что призваны доказать, что Мадзини очень сильно веровал в Бога, содержит всего 39 страничек. Это 137 максим или афоризмов, которые составитель – Н.П.Никифоров – перевел из работ Мадзини. Среди них, например, такие. “Общество не может существовать без общей веры и общей цели. Политическая деятельность заключается в приложении принципа, установленного религией”. “Без Бога можно принуждать, а не убеждать; можно быть тираном, но не воспитателем и не апостолом”. “Задача политики состит в том, чтобы применять нравственный закон к гражданскому устройству страны”.

В дореволюционной России произведения Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди, как отмечает Л.М.Коваль в изданной в 1981 г. книге “Русско-итальянские общественные связи” /v/, были хорошо известны. В сериях “Этико-художественная библиотека” и “Для интеллигентных читателей. Замечательные мыслители древнего и нового времени” в Москве были изданы книги Дж.Мадзини “Об обязанностях человека” (1902) и “Избранные мысли…” (1905), которую я выше уже цитировал. Имя Мадзини не раз упоминалось в работах известного деятеля русского ревоюционного движения С.М.Степняка-Кравчиинского. Давая общую характеристику итальянской литературе 1815-1860 гг., Степняк-Кравчинский отмечал: “Литература подготовила целое поколение бойцов, экзальтированных до такой степени, что служение Италии сделалось для них настоящим культом. Без такой подготовки были бы немыслимы ни неутомимая национальная пропаганда Мадзини, ни блестящие военные чудеса Гарибальди”” /vi/.

В начале второго десятилетия ХХ в. замечательные инициативы по пропаганде творчества Мадзини были предложены итальянскими и русскими демократами. Как справедливо напомнил во вступительном докладе нашей, посвященной 200-летию Мадзини российско-итальянской конференции Джузеппе Монсаграти, большой знаток рассматриваемой здесь тематики, профессор кафедры истории Рисорджименто Римского университета и вице-президент Комитета по празднованию юбилея Мадзини, накануне Первой мировой войны, собравшиеся на острове Капри, русские и итальянские интеллектуалы, душой и главным мотором активных действий которых был Дзанотти Бьянко, решили создать “русско-итальянскую библиотеку”. В рамках этой инициативы был предусмотрен выпуск книг революционно-демократического содержания. В 1913 г., когда эта инициатива возникла, ее готовы были поддержать многие русские эмигранты, проживавшие в то время в Италии. Это начинание, как и многие другие подобного рода намерения, были похоронены начавшейся в августе 1914 г. мировой войной. Следует вспомнить, что об этой и других подобных инициативах много писал недавно ушедший от нас профессор Анжело Тамборра, автор большого научного исследования о русских эмигрантах-изгнанниках в Италии. Впоследствии, уже по окончании войны, в 20-е годы ХХ века в России наблюдалось некоторое затишье в исследованиях проблематики итальянской истории, философии, литературы, хотя полностью они никогда не прекращались.

Кроме книг по исторической тематике, в которых трактовались проблемы вклада Мадзини в национальную и европейскую историю, в СССР выходили книги и другой направленности, отражающие необъятное творчество великого итальянца. Эстетические взгляды Мадзини были обобщены в издании уже 70-х годов, подготовленном философом В.И.Бибихиным. Книга солидного объема в 478 страниц вышла в 1976 г. под названием “Джузеппе Мадзини. Эстетика и критика”” /vii/. В ней были так или иначе представлены идеи Мадзини о единой Европе, и не только политической, а, в частности, и о “единой европейской литературе”. К сожалению, здесь нет возможности подробнее остановиться на этой книге и вошедших в нее произведениях итальянского автора, равно как на качестве перевода и принципах подбора материалов.

Из специалистов по итальянской истории в период существования СССР, которые занимались освещением идей и деятельности Мадзини можно назвать такие имена, как Каролина Франческовна Мизиано, Владимир Ефимович Невлер, Кира Эммануиловна Кирова, Марина Ильинична Ковальская, все они из Москвы. Несколько глав в “Очерках истории Италии”, в которых упоминается Мадзини, написал В.Г.Ревуненков из тогдашнего Ленинграда, теперь Петербурга. Мадзини и его деятельностью занимались, вероятно, и другие историки, но их работы не оказались на виду и не были опубликованы ведущими издательствами, которые тогда сосредотачивались главным образом в Москве. С диверсификацией же и регионализацией издательского дела в период после распада СССР и создания новой России многие книги вообще не доходят до центральных российских библиотек, хотя ранее издательства придерживались закона и обязательно посылали в них контрольный экземпляр. Поэтому мне трудно сказать, какие труды Мадзини или исследовательские работы о нем изданы в последние годы в российских провинциальных центрах, славящихся высоким уровнем университетского образования и академической науки.

Дать обзор советской историографии о Мадзини здесь мне тем легче, что я в 1969-1972 гг. учился в аспирантуре Института всеобщей истории и был прикреплен к Группе по изучению итальянской истории. Ее возглавляла тогда профессор К.Ф.Мизиано, мой научный руководитель. На протяжении моей дальнейшей работы в другом институте Академии наук – ИНИОН РАН я сохранял постоянные связи с этой Группой, приглашался на ее научные заседания, дискуссии, обсуждения вновь выходящих работ. В ней же работали такие специалисты по истории Рисорджименто, как, упомянутые мною В.Е.Невлер и М.И.Ковальская, делали свои научные доклады по тематике, связанной с историческим наследием Мадзини и его идей, такие известные ученые-итальянисты, как К.Э.Кирова и Ц.И.Кин.

Взгляды К.Ф.Мизиано на деятельность Мадзини изменились со временем. Начинала она с того, что в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук “Италия на втором этапе Революции 1848-1849 гг.” резко критиковала “буржуазных демократов и их вождя Мадзини”. Объектом критики было их “непонимание условий и законов исторического развития”. Критиковались они и за то, что не сумели “в 1848-1849 гг. поднять широкие народные массы и, прежде всего, крестьянство на штурм феодального режима”” /viii/.

В докладе на Х-м Международном конгрессе исторических наук в Риме 1955 г. (он опубликован одновременно на русском и итальянском языках) К.Ф.Мизиано давала положительную общую оценку деятельности Мадзини и писала: “Историческая заслуга “Молодой Италии и ее основателя Джузеппе Мадзини, заключалась в том, что они открыли перед итальянским национально-освободительным движением – новые, более широкие возможности и перспективы”, и далее: “Мадзини действительно первым среди деятелей Рисорджименто увидел в рабочих, ремесленниках, в городской бедноте революционную силу, способную сформулировать дело единства и независимости Италии”. Но затем следовал повтор сказанного в диссертации. По мнению докладчицы, мадзинисты уклонялись от решения аграрной проблемы и тем самым отдаляли от себя многомиллионное крестьянство. Тем не менее, общая оценка уже была более взвешенной. “Неутомимая пропаганда, заговоры и восстания 1830-1840 гг. выявили одновременно положительные и отрицательные стороны мадзинистского движения”, - констатировала К.Ф.Мизиано” /ix/.

В главах, посвященных Рисорджименто, в коллективной работе, трехтомнике “История Италии” 1970 г., другой знаток этого периода В.Е.Невлер весьма положительно оценивал деятельность Мадзини, особенно в период Римской республики. “Душой триумвирата и вдохновителем всех мероприятий республики был Мадзини”, - пишет он /x/.

Столь же восторженные оценки содержатся и в других его работах , например, в докторской диссертации “Демократические силы Италии в борьбе за объединение Италии” 1975 г. В ней Невлер заострил внимание на международной деятельности Мадзини, в том числе его прочных, дружеских связях с эмигрантами из России /xi/. О влиянии идей Мадзини, в частности, программы “Молодой Италии” на русских революционеров говорилось в статье Невлера 1972 г., опубликованной в журнале “Вопросы истории”. Статья называлась “Джузеппе Мадзини и “Молодая Италия”” /xii/. Другая его статья того же времени, 1972 г., посвящена теме “Восстание братьев Бандиера и Мадзини”. Опубликована она в другом историческом журнале “Новая и новейшая история” /xiii/. Позднее, в 1980 г., в том же журнале опубликована статья Невлера “Джузеппе Мадзини и создание первых организаций итальянских рабочих” /xiv/.

Собственно говоря, печататься по этой тематике Невлер начал еще в 30-е годы, когда вышла его небольшая книга: Невлер (Вилин) В.Е. К истории воссоединения Италии /xv/. И вероятно именно с его работ тогда же возобновилась после некоторого перерыва, связанного с неустроенностью научной жизни в России 10-х – 20-х годов изучение истории Рисорджименто и деятельности Джузеппе Мадзини как одного из ярчайших его представителей. Уже в зрелый период творчества Невлера, в 1982 г., выходит монография “Демократические силы в борьбе за объединение Италии, 1831-1860 гг.”. В ней представлены развернутые оценки разных этапов Рисорджименто и его выдающихся деятелей. Уже в аннотации к книге сказано, что в ней уделяется особое внимание “воззрениям и самоотверженной деятельности основателя партии революционных демократов Дж.Мадзини” /xvi/. В заключении этой своей самой крупной работы по истории Рисорджименто, Невлер писал: “Подводя итоги деятельности вождей демократических сил, мы должны говорить не только об их недостатках, но и достоинствах” /xvii/. Сочувственно цитировались слова Маркса о Мадзини: “в течение почти тридцатилетнего периода революция связана с его именем” или “в течение того же промежутка времени Европа признает его лучшим выразителем национальных чаяний своих соотечественников” /xviii/.

На очень высокий уровень исследование творчества и практической деятельности Мадзини было поднято в работах М.И.Ковальской. Ее перу принадлежит ряд работ по истории Италии XIX века. Остановимся лишь на наиболее полной из них – монографии “Италия в борьбе за национальную независимость и единство”, 1981 г. (подробнее содержание этой книги и ее достоинства и недостатки рассмотрены тогда же в моей рецензии, опубликованной в одном из центральных исторических журналов – “Вопросы истории”). Что касается Мадзини и возглавлявшегося им движения Ковальская справедливо отмечала в заключительной части работы, что “хотя республиканско-демократическим силам и не удалось надолго сохранить в своих руках инициативу в освободительном движении, тем не менее, именно благодаря демократам, и прежде всего их вождю Дж. Мадзини, национальное движение в 30-х годах поднялось в идейном плане на более высокую ступень. Дальнейшему развитию и обогащению демократической мысли способствовал опыт трагической борьбы и уроки поражений” /xix/.

Наиболее объемным (не по количеству страниц, их всего в этой книге 184, а по содержанию и глубине), трудом советского периода, посвященном Мадзини, стала монография К.Э.Кировой, вышедшая в научно-популярной серии издательства “Наука” в том же 1981 г.: “Жизнь Джузеппе Мадзини” (1905-1872). В последнем абзаце книги, которая впервые в российской, советской историографии так подробно рассказывала о деятельности итальянского национального героя, автор напоминала слава Герцена. Подняв в 30-х годах знамя борьбы за национальное единство, Мадзини, “начал работать темной ночью для рассвета”. В последующие десятилетия, отмечала Кирова, его непрестанные призывы к объединению Италии и борьба за него способствовали формированию национального сознания итальянцев и в конечном итоге объединению страны. Вместе с тем автор повторяла выводы предшествующей советской историографии, давая следующую характеристику. Преодолеть свою буржуазную ограниченность, дать вопреки воле буржуа и помещиков землю крестьянам, стать вождем крестьянской революции – этого Мадзини не мог. Взывая к народу, он не мог преодолеть свою оторванность от народа, и в этом была историческая трагедия Мадзини и мадзинизма. И все же многие традиции мадзинизма вошли в золотой фонд итальянской революционной демократии /xx/.

В этой научно-популярной работе обобщены выводы, к которым автор пришла в ходе своих предшествующих исследований. В их числе следует упомянуть статьи “Концепция итальянской революции в ранних работах Мадзини (1831-1833)” /xxi/ и “Джузеппе Мадзини и утопический социализм (1830-1840)” /xxii/. Они, как и все другие работы этой исследовательницы, основаны на использовании широчайшего круга доступных автору в ту пору источников, в первую очередь названного выше 94-томного собрания сочинений героя Рисорджименто. Впрочем, это же относится ко всем работам советской историографии о Мадзини.

Работа К.Э.Кировой над образом и творчеством Мадзини была продолжена в опубликованной ею позже, в 1987 г., статье “Джузеппе Мадзини и концепция “жертвенного примера”. В статье признавалось (надо сказать, что об этом впервые в нашей историографии написала еще М.И.Ковальская в цитировавшейся выше книге), что борьба за возрождение Италии была окрашена в глазах Мадзини в религиозные тона /xxiii/. В конце статьи делался тот же характерный для автора вывод. Сформировавшись как политический деятель в 1830-1831 гг., когда революционная волна, не зная, казалось, никаких преград, разлилась по Европе, Мадзини остался человеком 30-х годов все последующие десятилетия, и время неизбежно все больше обгоняло его /xxiv/. Позднее, уже в 1991 г. была издана книга К.Э.Кировой “Народ и заговорщики” /xxv/, в которой подводились итоги написанного ранее.

Разумеется, перечисленные работы советских историков были и не могли тогда не быть марксистскими по своей методологии и по своим выводам. Никто из российских авторов не писал, например, о том, что Мадзини критиковал некоторые положения марксистской концепции, и что Маркс и Энгельс учли эти его критические замечания при подготовке окончательного текста “Коммунистического манифеста”. Мало акцентировалось или вообще не упоминалось такое направление мысли Мадзини, как федерализм, федералистские идеи, разрабатывавшиеся им наряду с федералистскими идеями К.Каттанео. В свете происходящих в настоящее время в наших двух странах перемен: стремительного развертывающегося в самые последние годы процесса федерализации Италии, или как его еще называют, процесса “деволюции”, а также поиска своей федеративной идентичности государством по имени Российская Федерация, эти мысли о федеративном устройстве государств приобретают особую актуальность.

Несколько особняком в советской историографии стояли работы Б.Р.Лопухова /xxvi/, впервые высветившего такой в то время дискуссионный и для итальянской историографии вопрос, как использование идей Мадзини и мадзинизма в пропагандистских целях правившим в Италии в 1922-1943 гг. фашистским режимом. Об использовании имени и идей Мадзини в демократическом течении итальянского интервентизма накануне вступления Италии в Первую мировую войну приходилось писать и мне /xxvii/. О том, что мадзинистские идеи широко применялись в идеологии и политической деятельности тех итальянских политических партий ХХ века, которые вели свое прямое происхождение от революционно-демократического движения XIX века, писали многие российские историки, посвятившие свои работы сюжетам итальянской истории ХХ века, среди них П.А.Лисовский, Ю.П.Лисовский, К.Г.Холодковский, И.В.Григорьева, Г.С.Филатов, Н.П.Комолова, М.А.Додолев, З.П.Яхимович, О.В.Серова, И.Б.Левин, В.И.Михайленко, В.П.Гайдук, Т.В.Зонова, Е.С.Токарева, Л.С.Белоусов, Е.П.Наумова и другие. Их работы публиковались в том числе и в серии сборников “Проблемы итальянской истории” и “Россия и Италия” 60-х – 90-х годов прошлого и начала нынешнего века.

Что касается последнего этапа развития отечественной историографии, приходится с горечью констатировать, что, начиная с периода существования Российской Федерации как нового государства, в условиях общего глубочайшего кризиса в стране и кризиса российской науки, вызванного сокращением финансирования научных исследований, - гуманитарные науки это затронуло в первую очередь, - интерес к изучению итальянской истории в России упал. Труды, в которых с исчерпывающей полнотой рассматривалась бы деятельность Мадзини и его соратников по национально-освободительной борьбе XIX века, почти не выходили. Если эта деятельность и рассматривалась, то, как бы попутно, в рамках других исторических сюжетов. Так, например, интересный образ Мадзини - точки зрения его современников дипломатов и политических деятелей на деятельность итальянских республиканцев и их вождя, предстает со страниц опубликованной в издательстве “Наука” в 1997 г. монографии О.В. Серовой “Горчаков, Кавур и объединение Италии” /xxviii/. Косвенно освещалось влияние мадзинизма на теоретические разработки и политическую практику такого интересного направления мысли, как либеральный социализм, деятелей, сплотившихся в антифашистской организации “Справедливость и свобода”, об этом шла речь в работах Е.П.Наумовой.

За исключением разделов по истории Италии, написанных З.П.Яхимович в недавно изданном Институтом всеобщей истории очередном, пятом томе “Истории Европы” /xxix/ (насколько это возможно, правда, в справочно-энциклопедическом издании), пожалуй, не было в последнее время работ, в которых российские историки обращались бы непосредственно к идеям и практической деятельности Мадзини. Упомянутый том охватывает время от Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. Мадзини упомянут в нем много раз (в указателе имен зафиксировано, что его имя представлено на 16 страницах тома). Яхимович обращает внимание на ту сторону деятельности Мадзини, которая оставалась не до конца раскрытой в трудах историков советского периода, а именно на международную деятельность Мадзини и его международного масштаба идейные проекты наподобие идеи (впервые, правда, как справедливо отмечается, на итальянской почве высказанной К.Каттанео) Соединенных Штатов Европы. Это было не случайно, так как, подчеркивает автор, Италия тогда, в середине XIX века, на короткий период стала законодательницей мод в европейских идеях. Впервые рассматривается и деятельность Мадзини как представителя европейского пацифистского движения /xxx/. Некоторые по-новому звучащие подходы в интерпретации идей Мадзини по поводу таких понятий, как нация, национализм, федерализм содержатся в трех последующих работах З.П.Яхимович 2001-2004 гг. /xxxi/

Тем самым были проанализированы новые для отечественной науки аспекты деятельности выдающегося итальянца, революционера-демократа, борца с тиранами, которые олицетворялись тогда для революционеров косными европейскими монархиями и их объединениями, пытавшимися спастись от неминуемого хода времени и избежать ухода с исторической арены. Это произошло уже в следующем веке, когда многие идеи, за которые всю жизнь боролся Мадзини, но осуществления которых ему не довелось увидеть при жизни, были реализованы на практике, в современной политической и социально-экономической жизни многих стран мира, прежде всего стран Европы и европейско-американского ареала.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
Библиография трудов Дж.Мадзини из электронного каталога библиотеки ИНИОН РАН

   Monsagrati, G
Nuovi documenti sulla detenzione di Mazzini a Gaeta // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1985. - a. 72, fasc. 2. - p. 178 – 204. Публикация новых документов о содержании в тюрьме крепости Гаэта в августе-октябре 1870 г.

   Vivarelli, R.
Salvemini e Mazzini // Riv. stor. ital. - Napoli, 1985. - a. 97, fasc. 1. - p. 42-85. Г.Сальвемини как историк итальянского Рисорджименто, его оценка деятельности Д.Мадзини. По поводу книги: Galante Garone A. Salvemini e Mazini. Messina-Firenze, 1981.

   Salvadori, M.
New York 1941 : il "Mazzini news", retroscena e contesto // Nuova antologia. - Roma, 1985. - Vol. 554, fasc. 2156. - P. 160-178. Переезд итальянской политической эмиграции из Франции в США и издание газеты "Мадзини ньюс" в 1941 г

   Ruffini Tucci, V
Mazzini e la "Nation" di Bruxelles nel 1852 // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1985. - A. 72, fasc. 3. - P. 301-321. Отношение Дж.Мадзини к государственному перевороту Луи Бонапарта (1852 г.) и его сотрудничество в брюссельский республиканской газете "Nation".

   La Puma, L.
Il socialismo sconfitto : Saggio sul pensiero polit. di P.Leroux e G.Mazzini. - Milano: Angeli, 1984. - 227 p. - (Studi e ricerche stor.; 40). Ind. dei nomi: p.221-227. Сравнительная характеристика политических взглядов П.Леру и Дж.Мадзини.

   Кирова, К.Э
Джузеппе Мадзини и концепция "жертвенного примера" // Проблемы итальянской истории, 1987. - М., 1987. - С. 116-134.

   Piatkowski, L
Rosjanie przywodcach wloskiego ruchu narodowowyzwolenczego w latach szescdziesiatych XIX w // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska: Sect. F. Historia. - Lublin, 1984. - Vol. 38/ 39. 1983/1984. - S. 147-165 . Рез. рус., фр. Русское общественное мнение о вождях итальянского национально- освободительного движения 60-х гг. XIX в.

   Ugniewska, J
Giuseppe Mazzini - historia jako narodowa terapia / Pol. Akad. nauk. Kom. neofilol. - Wroclaw etc.: Ossolineum, 1986. - 154 s. Bibliogr.: s.143-149. Ind. nazw.: s.150-153.
Оценка революционной деятельности Дж. Мадзини в исторической литературе последующих лет.

   Spadolini, G.
Autunno del Risorgimento // Nuova antologia. - Roma, 1986. - Vol. 556, fasc. 2160. - P. 16-41. Процесс обьединения Италии; идеи, деятели, пути осуществления, 1848-1880 гг.

   Romeo, R.
L'influsso rivoluzionario di Mazzini in Europa // Nuova antologia. - Roma, 1987. - Vol. 122, fasc. 2161. - P. 98-113. Влияние идей Дж.Мадзини на революционное движение в Европе в 30-50-е гг. 19 в.

Pia Roggero, M.
La donna e la sua emancipazione nel pensiero di Mazzini // Boll. del Museo del risorgimento. - Bologna, 1984/85. - A. 29/ 30. - P. 81-99. Дж. Мадзини (1805-1872) об общественном положении женщин и женской эмансипации.

   Galante Garrone, A.
L'albero della liberta : Dai Giacobini a Garibaldi. - Firenze: Le Monnier, 1987. - XIV,322 p. - (Quaderni di storia; 74). Ind. dei nomi: p. 311-320. Революционно-демократическое движение в Италии в середине 19 в.: от якобинцев до Гарибальди.

   Zacek, V.
Giuseppe Mazzini a Slovane // Slovanske historicke studie. - Pr., 1988. - 16. - S. 82-101. - Рез. рус. Влияние общественно-политических взглядов Дж. Мадзини на развитие национально-освободительной борьбы в странах Восточной Европы в середине 19 в.

   Morelli, E.
Aurelio Saliceti e Giuseppe Mazzini // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1990. - A. 77, fasc. 3. - P. 291-296. Взаимоотношения Дж.Мадзини с юристом А.Саличети в 1850-е гг.

   Spadolini, G
Mazzini, socialismo e Risorgimento // Nuova antologia. - Firenze, 1993. - Vol. 128, fasc. 2185. - P. 20-46. Отношение Дж.Мадзини к социалистическому и либеральному движению, 1830-е - 1840-е гг.

   Monsagrati, G.
[Recensio] // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1996. - A. 83, fasc. 2. - P. 274-276
Rec. ad op.: Ficcadenti B. Il Partito Mazziniano italiano nelle Marche. - S.l., 200 p.
Политическая деятельность последователей Д.Мадзини в области Марке (Центральная Италия) в конце 19 в.

   Spironelli, C
[Recensio] // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1996. - A. 83, fasc. 2. - P. 263-264. Rec. ad op.: Angelini G. La cometa rossa. Internazionalismo e Quarto Stato: Enrico Bignami e La Plebe, 1868-1875. - Milano, 1994. - 241 p. Связи русского и итальянского революционного движения (Д. Мадзини и М.Бакунин).

   Bianchi, L.S.
La natura della musica nel pensiero di Mazzini // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1996. - A. 83, fasc. 3. - P. 295-322 . К вопросу о мировоззрении Дж.Мадзини.

   McMenamin, I.
"Self-choosing" and "right-acting" in the nationalism of Giuseppe Mazzini // History of Europ. ideas. - Elmsford (N.Y.); Oxford, 1997. - Vol. 23, N 5/6. - P. 221-243 . Определение понятия "нация", философия истории и концепция свободы Дж.Мадзини.

   Chiti-Batelli, A.
Giuseppe Mazzini // Federalist. - Pavia, 1999. - Y. 48, N 1. - P. 58-67. Дж.Мадзини о государственном строе Италии.

   Haddock, B.
State and nation in Mazzini's political thought // History of polit. thought. - Exeter, 1999. - Vol. 20, iss. 2. - P. 313-336. Понятия государства и нации в политической мысли Дж.Мадзини.

   Шарова, К.
Любен Каравелов и Джузепе Мацини (Към въпроса за европейските измерения на българското революционно движение) // Модерният историк : Въображение, информираност, поколения. - С., 1999. - С. 171-197. Европеизация болгарской общественно-политической мысли в 60-70-х гг. 19 в., сопоставление идеологии и деятельности Л.Каравелова с теорией и революционной практикой Дж.Мадзини

   Della Peruta, F.
Mazzini e la Repubblica Romana // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 1999. - A. 86, fasc. 4. - P. 205-226. Д.Мадзини и Римская республика 1849 г

   Clementi, M.
Mazzini, Tolstoj e Gandhi // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 2000. - A. 87, fasc. 3. - P. 393-410. Влияние идей итальянского Рисорджименто на мировую общественную мысль 19-20 вв.

   Fretigne, J.-Y
Mazzini et les reformismes francaises solidaristes et socialistes // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 2001. - A. 88, fasc. 2. - P. 191-220. Влияние идей Дж.Мадзини на солидаристские и социалистические течения политической мысли во Франции периода 1900-1930 гг.

   Bertuzzi, L
Sei lettere di Maria Mazzini // Rassegna stor. del Risorgimento. - Roma, 2002. - A. 89, fasc. 4. - P. 502-516 . Письма Марии Мадзини.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

i. Mazzini G. Scritti editi e inediti: Edizione nazionale. (SEI). Vol. 1-94. – Imola, 1906-1943.

ii. Герцен А.И. Былое и думы. – М., 1983. Т. II. – С.304.

iii. Герцен А.И. Указ. соч. – С.307.

iv. Герцен А.И. Соч. Т.3. – М., 1956. – С.307.

v. Коваль Л.М. Русско-итальянские общественные связи. – М., 1981. – С.9.

vi. Степняк-Кравчинский С.М. Соч. в 2-х тт. М., 1958. Т.2. – С. 426.

vii. Мадзини Дж. Эстетика и критика. – М., 1976.

viii. Мизиано К.Ф. Италия на втором этапе революции 1848-1849 гг. – М., 1949. – С.14-15. См. также Мизиано К.Ф. Революция 1848-1949 гг. в Италии // Революции 1848-1949 гг. – М., 1952. – Т.2.

ix. Мизиано К.Ф. Некоторые проблемы истории воссоединения Италии. – М., 1955. – С.46-47.

x. Невлер В.Е. История Италии. Т.2. Глава “Италия в 1848-1870 гг.”. – С.203.

xi. Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. Автореф. диссертации на соискание степени д.и.н. – М., 1975. – С.32-33.

xii. Невлер В.Е. Джузеппе Мадзини и “Молодая Италия” // Вопросы истории. – М., 1972, № 7.

xiii. Невлер В.Е. Восстание братьев Бандиера и Мадзини // Новая и новейшая история. – М., 1972, № 3.

xiv. Невлер В.Е. Джузеппе Мадзини и создание первых организаций итальянских рабочих // Новая и новейшая история. – М., 1980, № 6.

xv. Невлер В.Е. Невлер (Вилин) В.Е. К истории воссоединения Италии. – М., 1936.

xvi. Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии, 1831-1960 гг. – М., 1982.

xvii. Невлер В.Е. Указ. соч. – С.346.

xviii. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.13. - С.381.

xviii. История Европы. Т.5. – М., 2000.

xix. Ковальская М.И. Италия в борьбе за национальную независимость и единство. – М., 1981. – С.256

xx. Кирова К.Э. Жизнь Джузеппе Мадзини. – М., 1981. – С.178.

xxi. Кирова К.Э. Концепция итальянской революции в ранних работах Мадзини (1831-1833) // Из истории социально-политических идей. – М, 1955.

xxii. Кирова К.Э. Джузеппе Мадзини и утопический социализм // История социалистических учений. – М., 1964.

xxiii. Кирова К.Э. Джузеппе Мадзини и концепция “жертвенного примера” // Проблемы итальянской истории. – М., 1987. – С.127.

xxiv. Там же. - С.134.

xxv. Кирова К.Э. Народ и заговорщики. – М., 1991.

xxvi. Лопухов Б.Р. Фашизм и рабочее движение в Италии. – М., 1968; Он же. История фашистского режима в Италии. – М., 1977; Он же. Эволюция буржуазной власти в Италии. – М., 1986.

xxvii. Любин В.П. Италия накануне вступления в первую мировую войну: На пути к краху либерального государства. – М., 1982.

xxviii. Серова О.В. Горчаков, Кавур и объединение Италии. – М., 1997.

xxix. История Европы. Т.5. – М., 2000. – С.617. См. также нашу рецензию-реферат на этот том в одном из номеров Реферативного журнала “История” ИНИОН РАН за 2000 г.

xxx. История Европы. Т.5. – М., 2000. – С.618-620.

xxxi. См. Яхимович З.П. Национальный фактор в интерпретации либералов и демократов Италии и его роль в революционных событиях 1848-1849 гг. // Европейские революции 1848 года: “Принцип национальности” в политике и идеологии. – М., 2001. – С. 82-134; Она же. Концепция федерализма и политические реалии Рисорджименто: К вопросу об исторической эволюции федерализма и национальных типах // Опыт европейского федерализма: История и современность. – М., 2002. – С. 7-20; Она же. Национальная идея и ее роль в генезисе и трансформации итальянской государственности и нации в XIX-ХХ вв. // Национальная идея: история, идеология, миф. – М., 2004. – С. 128-152.

 

 

Hosted by uCoz